Что прикажете делать, если в Тольятти с 2009 года нет статьи расходов на поддержку литературной деятельности, а блага областного Министерства культуры дальше Самары не распространяются?

Лишь Москва – свет в оконце: уже много лет в выходных данных книг, издаваемых Тольяттинской писательской организацией, фигурирует фраза «Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и технической поддержке Союза российских писателей». Вот и шлем все отчеты о достижениях в столицу. А не по месту проживания. Положительный момент в данной ситуации только один – отсутствие «пожеланий трудящихся».

В этом году в самый разгар отпусков в Тольятти вышел ряд изданий под эгидой федерального минкульта и СРП.

Город №45: Городской литературный журнал. – Тольятти: Издательские решения, 2022. – 240 с.

Когда-нибудь исследователи будут говорить: «Что-то произошло в 2009 году». Во всяком случае, до этого периода издание поступало во все городские библиотеки, тираж был примерно в пять раз выше нынешнего, объем составлял 320 страниц, периодичность – четыре выпуска в год. А не один выпуск, как сейчас. Единственный минус частой периодичности – постепенное иссякание ресурсов. Так что, может, и правда: все к лучшему?

Gorod 45

Номер открывается поздравлением с юбилеем Тольяттинской писательской организации, ей 10 октября исполняется 30 лет. Лучше поздравить заранее, поскольку следующий выпуск выйдет лишь в 2023 году.

В номере есть несколько запоздалых материалов. Так, в 2020 году первый завлит театра «Колесо» Эдуард Пашнев, проживавший в Сан-Франциско, передал для журнала литературные заметки «Стихия стиха». Увы, публикации автор не дождался, его не стало в первый день 2021 года.

Пьеса Татьяны Голюновой «Синьора Вера» тоже давно планировалась к печати, ведь спектакль по ней вышел в тольяттинском Молодежном драматическом театре два года назад. Постановка планировалась к юбилею ВАЗа, действие спектакля происходит в Тольятти в 1967 году на строительстве автозавода. Но пусть вас не пугает предвкушение производственной тематики: спектакль (и пьеса) не о конвейере, а о любви.

Развернутая рецензия Лидии Любославовой хоть и написана буквально несколько недель назад, но посвящена книге Галины Смирновой «Касьяниха», тоже появившейся два года назад.

В память о писателе Сергее Щелокове в номере представлена довольно большая подборка его стихотворений: читатели впервые познакомятся с данными текстами, а некоторые еще и узнают впервые, что автора не стало осенью прошлого года.

Следует обратить внимание на постоянных авторов журнала: в разделе «Поэзия» опубликованы подборки Ольги Валенчиц, Бориса Скотневского, Галины Булатовой, Игоря Плевако и других, в разделе «Проза» опубликованы произведения Татьяны Гоголевич и Натальи Сафроновой. Есть еще рубрики «Гость «Города» и «Впервые в «Городе» — вот, пожалуй, и весь номер. Ничего специального, юбилейного, торжественного.

Пестов Андрей. Блуждающий огонь. – Тольятти: Издательские решения, 2022. – 104 с.

Андрей Пестов "Блуждающий огонь"

Андрей Пестов – поэт, прозаик, литературный критик. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Несмотря на то, что родился и живет в Кирове, – постоянный автор «Города». Во всяком случае, почти все рассказы, опубликованные в новой книге, в разные годы печатались в тольяттинском литературном журнале. Казалось бы: материал опробован на читателе. Ан нет: новые условия диктуют новые законы. Сейчас при размещении в печать пришлось подкорректировать лексику рассказов, убрать некоторые слова, при публикации которых отныне следует делать ссылку на то, что предметы и явления, которые они обозначают, запрещены в российской Федерации. А еще борьба с пагубными пристрастиями лишила читателей определенной части текста. Вы можете подумать, что это черт знает что, а не книга. Но нет, произведения всего лишь были написаны в иных исторических реалиях, и повествуют они о нелегкой судьбе героев, которым, конечно, не стоит подражать.

 

Цитата:

«Париж – это самое большое, прекрасное и уютное кладбище в мире. Когда полудикий совок, любознательный северный варвар попадает туда впервые, то поначалу он испытывает культурный шок и некое восхитительное головокружение. Затем он охотно переживает достаточно продолжительный период бытовой и поведенческой адаптации. Но в конце концов он неизбежно достигает третьей и последней стадии своей психологической трансформации, — он чувствует себя заживо погребенным. По доброй воле заживо погребенным в безымянной братской могиле, на плебейских задворках самого фешенебельного кладбища в мире. Что касается меня, то я довольно быстро достиг этой последней стадии».

Виктор Стрелец. Отсебятина. – Тольятти: Издательские решения, 2022. – 128 с.

Виктор Стрелец – поэт, прозаик, литературный критик, член Союза российских писателей, автор пяти поэтический книг, редактор отдела прозы журнала «Город», составитель всероссийского поэтического альманаха-навигатора «Паровозъ» (Москва). Благодаря журналу «Город» Стрелец проявил себя как литературный критик. А для чего, собственно, существует периодическое литературное издание, как не для развития литературной критики и, следовательно, продвижения литературных произведений? Но новую книгу я бы к критике не отнес. Сам автор определяет жанр как «реплики читателя». Главы еще не существующей, только-только формирующейся книги свыше десятилетия (лет пятнадцать, наверное) появлялись на страницах журнала «Город». Виктор Иванович имеет обыкновение читать каждую книгу с карандашом в руках, делает пометки на полях, выписки в блокнот и комментарии туда же. Фактически мы видим зафиксированный процесс чтения, эмоции и мысли автора от столкновения с текстом.

Виктор Стрелец "ОТсебятина"

 

Цитата:

«…Проснувшийся похмельный глаз тупо упирается в корешки книг за стеклом книжного шкафа. Панической мыслью озаряется сознание: сколько же еще непрочитанного! А я так бездарно отношусь ко времени… Книги – мой упрек, моя дисциплина, моя соломинка для утопающего…»

Обратите внимание: в этот раз все книги выпущены под маркой «Издательские решения» (по лицензии Ridero). У них можно издаваться как со своим макетом, так и осуществлять верстку в рамках шаблонов их сайта. Суть проста: ни с одной типографией не получается сотрудничать десятилетиями. При смене собственника новые Гутенберги и Сытины словно соревнуются друг с другом в жадности. И теряют многолетних клиентов. Поэтому приходится обращаться к тем, кто не настолько взволнован от открывшихся перспектив.

Вячеслав Смирнов, член Союза российских писателей

«Свежая газета. Культура» №15-16 (236-237) август 2022