Книга Вячеслава Смирнова «Театры Тольятти» * — своеобразный памятник почти ушедшей эпохе. Даже два памятника, потому что это два довольно увесистых тома, без малого по 800 страниц каждый. И этот двойной памятник посвящен двум очень важным составляющим тольяттинской истории.

Одна составляющая указана в заглавии и вынесена на обложку: почти все, что под этой обложкой собрано, — о театральной жизни города Тольятти, за которой Смирнов начал деятельно наблюдать и отражать в своих газетных публикациях с 1992 года. По крайней мере, именно этим годом помечена его самая ранняя публикация, включенная в книгу.

Другая важная составляющая связана с историей тольяттинской журналистики. Эта история началась в годы перестройки и наиболее интересно развивалась в 90-е, когда в Тольятти появилось множество разнообразных изданий, яркие газетные публикации, смелые журналистские расследования.

Тогда же, в перестройку, Тольятти зажил активной театральной жизнью. В 1973 году с немалым трудом удалось открыть театр кукол, который долго и упорно отстаивал свое право на существование, пока не достиг нынешних успехов, наград и признания. И только через 15 лет, в 1988-м, появился театр «Колесо», наэтот раз при содействии самого Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

«Колесо» и его создатель Глеб Дроздов буквально завоевали город и стали одними из главных ньюсмейкеров для городской прессы. Среди тольяттинского истеблишмента стало модно (и модно до сих пор) ходить на премьеры «Колеса».

Следом за «Колесом» в 1992-м появляются Молодежный драматический и театр «Дилижанс». Любопытно, что четыре профессиональных тольяттинских театра как бы поделили между собой город: «Пилигриму» и «Колесу» достался Центральный район (в просторечии «Старый город»), «Дилижанс» обосновался после долгих скитаний в Автозаводском («Новый город»), а МДТ – в Комсомольском. Конечно, настоящие театралы легко мигрируют между районами, но каждый театр имеет свою целевую аудиторию, которая в немалой степени определяет и эстетику, и репертуарную политику.Книга Вячеслава Смирнова «Театры Тольятти»

Справедливости ради следует сказать, что на самом деле театральная жизнь в Тольятти началась задолго до появления театров, официально учрежденных городским управлением (ныне – департаментом) культуры. Этот город всегда славен был своими любительскими театральными коллективами. Как не вспомнить театр братьев Берладиных; «Эксперимент» Юрия Тя-Сена, человека в своем роде поистине великого, блестящего организатора, энтузиаста, замечательного режиссера и педагога.

Нельзя не упомянуть молодежный театр «Вариант» (с 1990 года имеет звание «народного театра»), который продолжает активно существовать на театральной карте города уже более 40 лет, и давший миру целую плеяду драматургов «тольяттинской школы» театральный центр «Голосова 20», руководимый долгое время Вадимом Левановым.

В общем, театральная история Тольятти чрезвычайно интересна и, несомненно, заслуживает того, чтобы быть подробно описанной. А тридцатилетие, охваченное книгой (книгами) Вячеслава Смирнова, несомненно, самый значительный период этой истории.

Автор тщательно систематизировал свой архив, разложил все материалы по разделам, а внутри каждого раздела – строго по хронологии, с указанием издания, где текст был опубликован. Будущий исследователь истории тольяттинской культурной жизни должен быть ему за это очень и очень благодарен (кроме шуток!), потому что систематизация, атрибуция и датировка – это как раз то, с чего начинается любое исследование.

Первый том целиком отдан «Колесу», МДТ, в котором Смирнов уже не первый год заведует литературной частью, и «Дилижансу». Во втором томе собраны материалы о «Пилигриме», филармонии, «Варианте», тольяттинском кино. Здесь же – разнообразные обзоры, публикации о гастролях, отдельно – об Эдуарде Пашневе и Юрии Панюшкине, каждый из которых по-своему знаковая фигура в тольяттинском культурном пространстве, а также о всероссийском кумире Владимире Высоцком.

Центральное место – и по объему публикации, и композиционно – занимают тексты под рубрикой «Тольяттинская школа драматургии». Это понятно и правильно: Вячеслав Смирнов связан с этим феноменом, уже давно признанным современным театральным и литературным сообществом, с самого его зарождения и даже раньше. Он дружил с Вадимом Левановым и сейчас много делает для сохранения его наследия (в 2018 году издал двухтомное собрание сочинений, добился установления на здании МДТ мемориальной доски и присвоения скверу вокруг театра имени Леванова). Но главное – он был не только наблюдателем, но и непосредственным участником всего, что происходило на «Голосова, 20», на «Майских чтениях». Так что эта часть его книги представляет особую ценность.

В предисловии ко второму тому Вячеслав Смирнов почему-то решил извиниться за то, что он не театральный критик, а всего лишь доступным живым языком пишет «о театре, по возможности популяризируя его». Тем, кто считает себя театральными критиками, впору обидеться: можно подумать, что они пишут о театре языком непременно мертвым и сложным.

Шучу, конечно. Но извинения на самом деле излишни. Во-первых, греческое слово «критика» дословно переводится как «суждение о чем-то». А для суждения особых разрешений не требуется. Во-вторых, он действительно пишет о театре и театральных событиях как журналист, а не как аналитик. И в этом принципиальная особенность книги. Она словно бы балансирует между театральной и журналистской историями, склоняясь то в одну, то в другую сторону. Где-то побеждает журналист, глядящий на театр со стороны и не пренебрегающий никакой информацией – будь то премьера или какой-нибудь скандальный случай, имеющий к театру только то отношение, что он произошел в его стенах. В других случаях чувствуешь, напротив, человека, принадлежащего театру, живущего его жизнью и очень лично воспринимающего то, что там происходит, без журналистского хайпа.

Хороша или плоха такая двойственность – честно говоря, не знаю. С точки зрения театральной истории, по-моему, плоховата, потому что театральная история – это прежде всего история творческая. С точки зрения истории тольяттинской журналистики как зеркала российской журналистики переломного времени – это по-своему важно и даже, я бы сказала, репрезентативно. Во всяком случае, по этим двум увесистым томам культурологи смогут изучать жизнь провинциального российского города на рубеже тысячелетий в разных ее проявлениях.

* Смирнов В. Театры Тольятти: в 2 т. — Тольятти: Издательские решения, 2022. — 780 + 796 с.

Татьяна Журчева, литературовед, театральный критик, кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России

«Свежая газета. Культура» №15-16 (236-237) август 2022