Еще четыре года назад мы встретились бы с Вячеславом Смирновым в баре, или ресторане. За бутылкой водки, обязательно под хорошую горячую закуску. Кажется, других бесед о современной литературе он не признавал. Но сейчас Смирнов не пьет и мы цедили дешевый растворимый кофе в хостеле, где я остановился. Впрочем, на его настроение отсутствие алкоголя никак не влияет. Смирнов бодр, много работает и со всей серьезностью готовится к своему пятидесятилетию.

Юбилей — это еще не повод делать интервью. Хотя Вячеслав сделал так много для развития литературного движения в Самарской области, помог стольким начинающим авторам напечататься, что времени обсудить все это, нам не хватило бы и нескольких вечеров.

В начале 2018 года у юбиляра выходит сразу две книги. Первый сборник — поэтический, второй — прозаический. О них мы и говорили с выпускником Литературного института им. Горького, издателем журнала «Город» Вячеславом Смирновым.

— Добрый день. Сегодня в гостях у портала News163.ru писатель и журналист Вячеслав Смирнов. Здравствуй, Слава...

— Всем привет!

— И мы говорим про две новые книги, которые у тебя выходят буквально на днях. Когда именно, кстати?

— Мы беседуем с тобой 14 января 2018 года, завтра, 15-го, в понедельник, типография начнет печатать тираж этих книг. А пока у меня на руках сигнальные экземпляры. Одна книга поэтическая, другая — прозаическая.

— Стихи и проза?

— Да, такое разделение.

— Мне показалось, что на какое-то время ты исчез из информационного поля. Подумал: «Может, Смирнов устал? Может, депрессия?» А ты оказывается работал над книгами...

— Нет, я не исчезал из информационного поля. На сайте tltgorod.ru у меня каждую неделю выходят публикации. Может, не все они заметны, хотя я подписываюсь своим именем и фамилией. Книгами, конечно, занимался. Составление сборника, изготовление макета и прочие, связанные с этим процессы, отнимают много времени. Вообще, работа над книгами началась 1 января 2017 года. Мне понадобился ровно год, чтобы подготовить их к печати.

— Книги написаны «с нуля», или в них вошли произведения, которые ты сочинил ранее?

— Это сборники, в которые вошли вещи, собранные за большой период времени. Когда я стал систематизировать и поэтические, и прозаические произведения в хронологическом порядке, я обратил внимание, что большинство из того, что мною написано, приходится на 1989 — 1992 год. Это время — пик моего творчества. В этот период я наиболее интенсивно работал. 80% всего, что я написал, умещается именно в эти года.

— Сколько лет тебе тогда было?

— В 1989 году мне исполнилось 21.

— Ты жил тогда в Тольятти, или в Москве?

— В книгах, под каждым сочинением, указана география моего присутствия, город, где я написал то, или иное произведение. Там и Москва, и Тольятти, и Белоруссия и совсем экзотические населенные пункты вроде села Новый Кувак. Кстати, прекрасное местечко. Впрочем, от географии мало, что зависело. Сейчас, составляя эти книги, я для себя понял, что, называясь все эти годы писателем, я обманывался. Это была фикция. Выходит, что в юности я написал основной массив текстов, а потом всю жизнь пользовался трудами себя молодого.

— Ну, а все-таки какие-то новые вещи есть? Например, в прозаическом сборнике?

— Нет. Но есть сочинения, написанные три-четыре года назад.

— Сейчас, кроме занятия журналистикой, у тебя остается время на творчество?

— Нет. Это в юности я жил, руководствуясь девизом: «Ни дня без строчки». Я тогда мог писать в любой ситуации: в пьяной компании, на лекции, в транспорте. Сейчас, конечно, такой интенсивности нет. Я это объясняю пубертратным периодом в своей жизни. Я вернулся из армии, поступил в институт, влюбился. Был драйв. И, кстати, я вспоминаю, что именно курс античной литературы (оба образования у меня филологических) дал огромный толчок моему творчеству. Хотя мои сочинения к античной литературе не имеют никакого отношения.

— Насколько трудно сейчас издать свои книги?

— Не трудно. Все зависит от наличия денег. Что касается меня, то, поскольку мои сборники — это многолетний хлам, который пришлось систематизировать, то, конечно, понадобилось много усердия и терпения. К тому же, параллельно я занимался подготовкой к печати большой книги Вадима Леванова (российский прозаик, драматург, режиссер; умер 25 декабря 2011 года, — прим. авт.). Это двухтомник А-4 формата. По 700 страниц каждый. Изнурительная работа, потому что, составляя хронологию, часто не хватает сведений, ведь человек умер и ему вопросы не задашь. Любопытно, что с такой же проблемой я столкнулся, когда делал свои сборники. Не мог вспомнить дату написания некоторых текстов. Черновики не сохранились. Время смывает все. Тем не менее, книги готовы. Каждая по 400 страниц. Жесткая обложка. Ну, жесткая обложка — это, конечно, просто понты. Она одна стоит 150 рублей. Итого себестоимость экземпляра — 600 рублей. Это я решил сделать себе подарок на юбилей, мне же скоро 50 лет стукнет. А кто меня порадует, кроме себя самого? Никто.
Что касается начинающих авторов, им, я думаю, не стоит начинать с печати двухтомников в жесткой обложке, а обойтись книгами поскромнее. Ведь то, чем я занимаюсь — это чистой воды графоманство. В мой сборник вошло много того, что авторы предпочитают не показывать читателю. Особенно, в прозаическом варианте. Масса произведений незаконченных. Но в предисловии я все это объясняю. Молодому автору я советую издавать небольшие брошюры. Были бы деньги. К сожалению, все упирается в них.

— Государство сегодня помогает молодым талантливым авторам?

— Да, выделяются квоты. В этом году, например, поддержат трех авторов из Тольятти. Одного зовут Сергей Давыдов (не путать с главным редактором портала tltgorod.ru). Он драматург, тольяттинец, но в настоящее время живет в Самаре. Ему только исполнилось 26 лет. В прошлом году, участвуя в драматургических конкурсах, он собрал все первые места. А в молодежном драматическом театре Тольятти перед Новым годом поставили спектакль его пьесе, посвященной Василию Баныкину.

— Про Василия Баныкина в Тольятти раньше ставили спектакли?

— Нет. Такое впервые. Вообще сведений о Баныкине очень мало и они все разрозненные. Например, существует аж целых три версии его гибели. Тем не менее, театр специально заказал драматургу такую вещь. Так, что по талантам и внимание. Если ты талантливый человек, да нормально у тебя все будет.

— А как ты относишься к идее портала Litres.ru, предлагающего авторам публиковать свои произведения у них на сайте в электронном формате, и, в случае, если работа будет пользоваться популярностью, получать право на небольшие денежные отчисления?

— Положительно. Для многих начинающих авторов сам факт публикации — это моральное удовлетворение. Да, это еще не шаг в литературу, но уже результат. Другое дело, что эти процессы приобрели массовый характер. Отыскать что-то стоящее, действительно интересное, копаясь в таких больших объемах, очень сложно.

— Пользуясь случаем: чтобы ты порекомендовал читателям News163.ru из числа молодых современных авторов? Я про писателей из Самары и Тольятти, чьи произведения можно найти в интернете, или книги которых доступны?

— Если говорить про авторов из Самары, то мне уже очень долгое время безумно интересен Георгий Квантришвилли. У него очень любопытные исторические и литературные изыскания. Даже, когда он занимался политикой, это было мне интересно. Правда, я никогда не был его соратником в этой борьбе. Скорее, мне просто нравился этот эстетический жест. Это была позиция яркого человека. Он отличался от остальных, у него был свой, иной путь. К сожалению, сейчас оппозиция в России другая, она просто не может вызывать уважение.
Теперь назову имена некоторых авторов из Тольятти, с творчеством которых я рекомендую познакомиться. Из прозаиков нужно обязательно найти и прочитать Андрея Минеева. Он работает и в малых жанрах — рассказа, и в больших — пишет романы. Например, у него было отличное произведение, посвященное АвтоВАЗу. Называется «Они устали».
Еще один автор — Иван Егоров. Он, между прочим, директор медицинского колледжа в Тольятти. У этого человека интересная судьба, где он только не побывал. Он военный медик, служил на Сахалине. У Егорова тоже очень занимательная проза. Ему бы просто писать мемуары, но он так не поступил: все его произведения — абсолютная выдумка. Но это настолько остроумно и мастерски сделано, с такой фантазией, что читаешь запоем. Помню, издавал его первую книгу, редактировал и наткнулся на небольшую повесть «В сердце Леонского королевства». Вычитывал, а в конце (я, взрослый мужик) расплакался. Ты представляешь?

— А теперь давай про поэтов...

— Назову несколько имен из Тольятти. Мне очень интересен Алексей Алексеев, но он, правда, давно не пишет стихи, а зарабатывает написанием сериалов. Еще один достойный автор — Борис Скотневский. Между собой, хихикая, мы называем его вторым Асадовым. Скотневский — врач-терапевт. У него интересный метод написания, он не сидит за письменным столом, а ходит к больным. И свои стихи буквально нахаживает. Сначала проигрывает стихи в памяти. Строчки могут неделями крутиться у него в голове, и только потом ложатся на бумагу.
Еще хочу отметить одного автора — это поэт Владимир Мисюк. Он тоже мне импонирует.

— Планируешь ли ты выпустить две свои последние книги в аудиоформате?

— Когда я выпивал, то иногда записывал на аудио свои стихотворения. Даже напевал их. Сейчас не пью и с аудиоформатом не эксперементирую. Я вообще не аудиофил и ушами информацию воспринимаю с трудом. Лучше визуально.

— Расскажи про молодежный драматический театр Тольятти, в котором ты работаешь. Что у вас там происходит?

— Сейчас в репертуаре МДТ — 60 спектаклей. Это очень много. Ужас просто. Среди них есть совершенно потрясающие работы. Я, например, рекомендую зрителям посмотреть все спектакли режиссера Олега Толоченко. У него очень своеобразное мышление, особенное отношение к театру. А на следующей неделе будет режиссерская планерка и я хочу предложить руководству сократить количество постановок. Хотя бы до 30. Потому что, если вы зайдете на сайт любого провинциального театра, то поймете, что такого количества спектаклей, как в МДТ Тольятти, нет нигде.
Что еще посоветовать? Большой популярностью пользуется комедия «Тетки». Знаете, спектакль поставили два года назад и до сих пор на него народ буквально ломится. Билетов не достать. Какой-то нездоровый ажиотаж. Наверное, еще и по тому, что в главной роли народная артистка России Наталья Дроздова. И этот успех не получается повторить.

— Журнал «Город», который ты издаешь, доступен в интернете? И как начинающим авторам попасть на его страницы?

— Если набрать в поисковике «Тольяттинская писательская организация», то вы с легкостью найдете наш сайт. Там выложены все номера журнала «Город». Есть там и книги тольяттинских авторов. И, конечно, контакты для желающих опубликовать свои работы. Мы печатаем прозаиков и поэтов не только из Тольятти, но и из других городов и даже стран.
В апреле 2018 года журналу «Город» исполняется 18 лет. Это серьезный возраст. А на следующей неделе из типографии привезут 40-ой номер этого издания. К сожалению, в последние годы нами активно заинтересовался Роскомнадзор. Придираются ко всему, даже к мелочам. Морочили мне голову тем, что не утвержден устав взаимоотношений с коллективом и так далее. Я ничего не имею против этого ведомства, они делают свою работу. Но наш тираж сейчас составляет 150 экземпляров и я решил, что регистрационное свидетельство нам не нужно (лицензия нужна при тираже более 1000 экземпляров, — прим. авт.). «Город» будет выходить и дальше, но он станет абсолютно камерным журналом «для своих». Так лучше всем: и мне, как издателю, и Роскомнадзору, который вынужден тратить свое время, чтобы за нами следить. Расстанемся друзьями. Забудем друг про друга.
А еще я решил собрать все доносы, которые писали на нас коллеги в различные контролирующие ведомства и опубликовать их. Почему они так делали? Многим хотелось войти в редколлегию «Города», но их туда не брали, поэтому они жаловались и в департамент культуры города, и мэру. В какие только инстанции не писали. Я все эти письма скрупулезно собирал и вот настал момент их обнародовать. Пусть страна знает своих героев.

— Что тебя сегодня вдохновляет? Где ты черпаешь энергию для работы?

— Скажу честно, некоторые мои произведения (и поэтические, и прозаические) были написаны в состоянии алкогольного опьянения. Мне хотелось доказать самому себе, что, даже будучи пьяным, просто владея техникой, можно сочинять. Но, конечно, спиртное не может быть источником энергии. На самом деле, когда ты становишься старой жопой, тебя уже ничего не радует. Любая серьезная работа — это усидчивость, сосредоточенность и чугунная задница. А вдохновение и импульсивность — это не для больших форм, это для коротких вещей вроде рассказов.

Беседовал Виталий ПАПИЛКИН

news163.ru