Мне кажется, Слава оценит мой заголовок. Он сам человек ироничный и (что в жизни бывает еще реже) самоироничный. Это очень в его духе было назвать книги своего «юбилейного» двухтомника: «хулиганы, бегающие по керамзиту» и «Песня-плач-причитание по одинокой девице Татьяне, от которой ушел хороший парень тракторист Алеша, а ведь и Таня тоже хорошая девица, а вот поди ж ты, как оно в жизни бывает, и все кончается плохо, и всем грустно и нерадостно». Первая книга прозаическая, вторая — поэтическая.

Этот двухтомник Вячеслав Смирнов представил 17 марта, ровно в день своего юбилея. Сам Слава сопротивляется определению книги как «сборника лучшего за писательскую жизнь», но, надеюсь, против слова «антология» он ничего не будет иметь.

Ах да, на случай, если вы не знаете, кто такой Вячеслав Смирнов. Писатель, журналист, театральный критик, заведующий литературной частью Молодежного драматического театра. Человек, которого я без всякой иронии зову летописцем театральной жизни Тольятти, потому что больше и подробнее, чем он, о событиях театрального Тольятти не пишет никто. Несмотря на стукнувший теперь уже «полтинник», все знакомые зовут его по-свойски Славой, и это, по-моему, очень симптоматично.

Презентация двухтомника Вячеслава Смирнова прошла в легендарном тольяттинском месте на Голосова, 20 (который сегодня зовется творческим центром «Начало»). Именно здесь в конце 1990-х — начале 2000-х рождалась тольяттинская «новая драма» с объединяющей силой в лице Вадима Леванова, близкого друга Славы.

Обе книги выстроены по хронологии. Есть в них и еще одна подчеркиваемая автором особенность: в сборник вошли также черновики, наброски, незаконченные произведения.

Вячеслав Смирнов

«Я такие сборники называю посмертными, — шутит Слава (а, может, и не шутит, черт его знает). — Такой подход используется при составлении собрания сочинений умершего писателя, который уже ни строчки не добавит к своему творческому наследию. Но в данном случае автор-то жив и на окружающих не надеется. Поэтому посмертный сборник он лучше составит сам».

При этом Слава предлагает рассматривать вышедший двухтомник не как творческий итог или даже избранное, а как своеобразный анализ. «Постарайтесь абстрагироваться от меня как от автора, просто посмотрите на развитие творческого процесса: в какой последовательности это шло, какое влияние на это оказывали окружающие реалии, какими эмоциями был движим автор...» — пишет Слава в одном из предисловий.

К слову, книги имеют маркер 18+, так что, как понимаете, в них есть определенная степень поэтической откровенности. Думаю, по этим книгам читателю также будет интересно проследить, какой была степень свободы — в душе конкретного человека и в стране.

Большая часть опубликованных произведений датируется четырехлетним периодом, с 1989 по 1992 годы — время молодости, учебы в институте, влюбленности и перемен, которые происходили тогда в государстве. Не зря во время презентации книги Слава читал тексты в основном этого периода, и лишь после встречи спохватился, что совсем обошел вниманием современность.

Вот что еще интересно. Несмотря на большой писательский стаж, многие тексты, вошедшие в антологию, печатаются впервые.

«Из месяца в месяц разбирая архивы, я вдруг понял, что 90% написанного мной не только никогда не было опубликовано — я даже никому не показывал эти тексты!»

Около сотни текстов, между тем, Слава оставил за бортом, не включил в двукнижье. «Исключительно из человеколюбия», — снова шутит автор. Или снова не шутит, кто ж его разберет.

На презентацию в Центр «Начало» автор принес несколько экземпляров книг — с пылу с жару. Остальные еще в печати, но со дня на день выйдут из типографии. Тем временем Вячеслав Смирнов планирует еще несколько встреч. Следите за анонсами в сетях и приходите. Ближайший литературный вечер пройдет уже в эту среду, 21 марта. Рассказы Вячеслава в бар-клубе «Штаны» будет читать актер театра «Колесо» Андрей Амшинский. Вход свободный.

юбилей смирнова

Вячеславу Смирнову 50

писатель вячеслав смирнов

 

Елена Супонькина

https://lea-me.livejournal.com/125851.html

  • 7
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •