Тольяттинскому литературному журналу «Город» 26-го апреля 2020 года исполнится 20 лет. Скорее всего, это большой срок, поскольку оппоненты, если их так можно назвать, к настоящему моменту закончили свой земной путь, время работало не в их пользу.

Еще совсем недавно была у меня задумка издать небольшим тиражом книгу, состоящую из документов той эпохи. Ведь вместо слов одобрения и поддержки некоторые коллеги стали писать письма в департамент культуры и на имя мэра. На словах же мне говорили следующее: «Давай мы будем распоряжаться выделенными средствами и решать, что публиковать в журнале, а что нет, а ты будешь делать финансовый отчет». Ситуация складывалась, словно в стишке Линор Горалик: «Он бросился в бурленье говн // И став по говло ими повн». Словом, меня подмывало собрать под одной обложкой все эти доносы и документооборот. Но раз уж время развело нас по разные стороны, отправив авторов всех этих писем к праотцам – с книгой я решил не спешить. Хотя от идеи публикации не отказался: это живой человеческий документ, специфический отпечаток эпохи. А пока лучше расскажу, как наш журнал появился на свет.

Тольяттинская писательская организация была создана в 1992 году. На моем рабочем столе лежат протоколы общих собраний тех лет. Так, 3 октября 1992 года было принято решение об учреждении городской писательской организации. А 10 октября того же года был принят проект Устава зарождающейся организации.

Идеи создания городского литературного периодического журнала тогда еще не было даже в зародыше, поскольку перед новообразованной структурой (до этого в Тольятти существовали лишь несколько литобъединений) стояло множество целей и задач, которые необходимо было решить в ближайшее время. К примеру, юридическим лицом Тольяттинская писательская организация стала лишь 17 марта 1993 года – в этот день она была зарегистрирована во всех необходимых инстанциях и открыла собственный банковский счет.

Заведующий литературной частью театра «Колесо», основатель ТПО Эдуард Пашнев в то время на базе «Колеса» издавал газету «Собственное мнение», освещавшую не только культурные, но и злободневные политические вопросы. Им же на базе ТПО стала издаваться газета «Магазин-клуб» (вышло всего два номера), которая была ближе к писательской тематике, но все еще не отвечала растущим запросам и требованиям тольяттинских литераторов.

Наконец, в марте 1994 года мною был подготовлен проект литературного альманаха Тольяттинской писательской организации, который я показал Эдуарду Пашневу и с которым ознакомил своих коллег по писательскому цеху. Идея получила одобрение, но не получила воплощения: наши финансовые возможности были ничтожны.

В 1996 году стали намечаться некоторые перспективы. Во всяком случае, на счет ТПО стали поступать адресные средства на публикацию определенных издательских проектов. Одним из этих проектов была первая книга нынешнего редактора журнала «Город» Владимира Мисюка – «Восьмистишия». С этого момента он стал более частым гостем писательской организации, и на одном из собраний предложил: «У меня давно зреет такая мысль, моя давняя мечта: а почему бы нам не начать издавать литературный журнал?» На что Пашнев живо прореагировал: «О, а у Смирнова уже готов проект издания! Так что объединяйтесь и приступайте к работе!» Тут же в спешном порядке посыпались предложения по формированию редколлегии журнала, которые были оформлены протоколом, но в настоящий момент они не имеют ничего общего с существующими реалиями – поэтому из соображений корректности я не назову фамилии участников виртуальной редколлегии образца 1996 года.

Но финансовая составляющая журнала была все еще неразрешенной проблемой. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда в 1999 году в городе был создан департамент культуры, одной из первых программ которого был конкурс бюджетных грантов: нам можно было претендовать на муниципальные средства, доказав в рамках конкурса значимость нашего детища. Что, в итоге, и произошло: по результатам конкурса мы заключили договор на финансирование двух первых номеров издания. Лишь годы спустя пришло понимание: как я правильно поступил, что зарегистрировал журнал на себя – то есть был единственным учредителем издания. Хотя, конечно, получилась парадоксальная ситуация: на средства городского бюджета финансировался проект, являвшийся лицом одной из общественных организаций города, но бывший по факту «частной лавочкой».

В конце апреля 2000 года, а именно – 26 числа, я возвращался из Самары с радостной вестью: Поволжское региональное управление Министерства по делам печати зарегистрировало журнал «Город»! Я тут же позвонил редактору новорожденного журнала Владимиру Мисюку и радостно сообщил: «Володя! С сегодняшнего дня мы существуем!» На что он мне ответил: «Срочно приезжай ко мне, хоть пивом угощу: у меня сегодня родился сын!» Не специально, совершенно случайно произошло поразительное совпадение, которое наложило определенный отпечаток как на журнал, так и на семейство Мисюков. Так, Марина Шляпина, тогда еще супруга Владимира Мисюка, с первого же номера стала художником журнала «Город», а впоследствии – и одним из его авторов. А их сын, Арсений, родившийся день в день с журналом, позже иллюстрировал спецвыпуски издания, посвященные Городскому литературному конкурсу «Молодые литераторы Тольятти» (2007, 2010 годы).

В 2010 году к десятилетию журнала я написал: «Презентация первого номера состоялась в актовом зале мэрии – на ней присутствовали мэр Тольятти Николай Уткин со своими заместителями, представители департамента культуры, общественность, писатели. С этого дня началась история издания, которую нам предстоит создавать собственными руками. Когда проект окончательно прекратит свое существование, можно будет заняться детализацией этой истории. Надеюсь, произойдет это не скоро».

Чувствую, пришло время объясниться, как же существовал журнал все эти годы. До 2009 года это было бюджетное финансирование посредством департамента культуры. Каждый год финансовые условия менялись, но мы постепенно вышли на периодичность в четыре выпуска в год по 320 страниц каждый. В 2009 году из-за кризиса городской бюджет был секвестрирован, поддержка журнала ограничилась лишь первым полугодием. Мы не перестали выходить, журнал появлялся по одному, а то и по два выпуска в год – но, право, неловко рассказывать, где и как мы изыскивали на это средства. В 2017 году на нас насели надзорные органы, и нам, после долгих раздумий, оказалось проще закрыть периодическое издание, чем выполнять предъявленные требования. Но и тут «Город» не прекратил свое существование: сквозная нумерация продолжилась, но теперь издание выходит как книжная продукция, каждому выпуску присваивается индивидуальный ISBN. Последние несколько лет журнал выходит благодаря Союзу российских писателей и Министерству культуры Российской Федерации, здесь можно выразить признательность за помощь и понимание ситуации первому секретарю правления СРП Светлане Василенко. С департаментом культуры стежки-дорожки разошлись, мы относимся с пониманием к их финансовым проблемам, к тому же и спрос с нас теперь невелик, ежегодно обходимся довольно формальным отчетом об осуществленной деятельности.

Я хоть и сдерживаюсь от раздраженного ворчания, но должен признать, что итог двух десятилетий не так уж и плох. На сегодняшний день на страницах «Города» опубликовано около 500 авторов: первое десятилетие количественные показатели стремительно увеличивались, затем круг авторов в основном сформировался, мы стали понимать, что и от кого можно ожидать. Некоторое время выпускалась «Библиотека журнала «Город»: 10 книжек вышли за счет городского бюджета, и еще примерно 20 – за счет разных источников финансирования. Во многом благодаря нашей издательской активности председатель Тольяттинской писательской организации Борис Скотневский стал в свое время членом правления Союза российских писателей. А редактор «Города» Владимир Мисюк не только был один созыв членом правления СРП, но и подал идею всероссийского альманаха «Паровозъ», который издается под эгидой Союза российских писателей и соредактором которого Мисюк сейчас является. Но самый главный итог деятельности журнала – осознанное развитие в этот период литературной критики, ведь именно литературная периодика является ее опорой. Да и формирование, объединение определенного круга постоянных авторов – это задача не разового альманаха или коллективного сборника, а именно литературного журнала, выходящего на постоянной основе. Правда, «Город» теперь выпускается один раз в год, но это тема другого разговора.

Главные минусы подведения сегодняшних итогов – это, конечно, череда разочарований. Через пару лет Тольяттинской писательской организации исполнится 30 лет: за это время мы, мягко говоря, стали старше, но ощущение, что мы недалеко отошли от начальной стадии – осталось. Так и с журналом: за двадцать лет умерли десятки авторов, ради которых это, может быть, затевалось, но наши успехи так и остались неочевидны. Приведу пример своего более раннего проекта: с 1999 по 2007 годы я был учредителем, редактором и издателем альманаха современной драматургии «Майские чтения», в 2012 году он был закрыт по решению суда, поскольку не выходил несколько лет. Просто умер мой соредактор, драматург Вадим Леванов, и я решил, что продолжать проект нет смысла, в одну реку не войдешь дважды. Редактор «Города» Владимир Мисюк жив и относительно здоров, мы еще поработаем. Но… складывается ощущение, что все это нужно только лично нам. Одно лишь греет: быть может, годы, а то и десятилетия спустя какие-нибудь исследователи воспользуются нашими трудами и начнут изучать то, как мы отображали текущий литературный процесс. Или не воспользуются, такое тоже нельзя исключать. А вы, современные читатели, раз уж находитесь от нас далеко, то просто наберите в интернет-поисковике словосочетание Тольяттинская писательская организация – сразу высветится наш сайт, там выложены 42 номера нашего журнала, готовится 43-й. Это большая работа, проявите любознательность.

Вячеслав Смирнов, член Союза российских писателей, фото автора

На фото:

Литературный журнал «Город»: учредитель Вячеслав Смирнов, редактор Владимир Мисюк

«Свежая газета. Культура» № 6-7 (179-180) апрель 2020.